ЗАПРОС ГФС КАК СПОСОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ЗАПРОС ГФС КАК СПОСОБ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Каждый налогоплательщик сталкивается в своей хозяйственной деятельности с запросами Государственной фискальной службы (ГФС), но далеко не каждый понимает, что кроется за таким запросом, как необходимо правильно реагировать на такие запросы и каких последствий ожидать от того или иного способа реагирования? В нашей статье мы попытаемся дать ответы на все эти вопросы.

Итак, какова же реальная причина направления запроса конкретному налогоплательщику? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к Приказу ГФС №543 «Об обеспечении комплексного контроля налоговых рисков по НДС». Основная цель данного документа – обеспечить контроль рисков возможных нарушений налогоплательщиком налогового законодательства с целью уклонения от уплаты налогов. ГФС осуществляет такой контроль рисков постоянно, используя имеющиеся в ее распоряжении информационные базы данных: единый реестр налоговых накладных, автоматизированную базу соответствия налоговых обязательств и налогового кредита и прочие. Как только в указанных базах появляются данные о возможных нарушениях налогоплательщика или его контрагента (совершения ими «нереальной или бестоварной» хозяйственной операции), в соответствии с Приказом ГФС№543, орган ГФС обязан направить такому налогоплательщику запрос на получение информации и пояснений. Таким образом, причиной направления запроса является наличие возможных нарушений законодательства, зафиксированное в соответствующей базе ГФС. Причем, для ГФС не важно, кто допустил конкретное нарушение-сам налогоплательщик или его контрагент, главное – зафиксировать сам факт такого «нарушения» и начать «отработку» налогоплательщика, конечной целью которой является проведение внеплановой проверки и доначисление налоговых обязательств и штрафных санкций.

Основных критериев, по которым ГФС определяет «нереальную» хозяйственную операцию, довольно много, и они содержатся в Методических рекомендациях ГФС по фиксированию в актах проверки результатов отработки документально оформленных налогоплательщиком нереальных хозяйственных операций. Эти рекомендации были изложены в письме ГФС от 16.05.2016 года. Итак, в числе таких критериев следующие:

- операции с товаром, который по мнению ГФС незаконно легализован или не мог быть произведен соответствующим субъектом хозяйствования;

- не предоставление налогоплательщиком налоговой отчетности;

- наличие в цепи поставок контрагентов, которые признаются ГФС «выгодоформирующим субъектом» («налоговой ямой»);

- отсутствие налогоплательщика по местонахождению или регистрация его по месту массовой регистрации;

- отсутствия у налогоплательщика имущества, материально-технической базы, персонала, достаточного для осуществления хозяйственных операций;

- наличие уголовного производства по ст.205 УК (фиктивное предпринимательство);

- наличие операций к контрагентом, в отношении которого возбуждено уголовное производство;

- не допущение вашим контрагентом ГФС к проведению проверки.

Имея соответствующую информацию, орган ГФС, в соответствии с Приказом №543, обязан направить налогоплательщику запрос на получение информации. И здесь мы подходим к одному важному выводу, который напрямую вытекает из вышеуказанного Приказа: любой ответ налогоплательщика на запрос ГФС все равно повлечет за собой проведение внеплановой проверки, так как основанием для нее будут именно те самые возможные нарушения, которые стали основанием для направления запроса. И именно проверка указана в Приказе №543 как способ реагирования на возможные нарушения, а запрос – это обязательный этап перед ее проведением. Дело в том, что в соответствии со ст.78 Налогового кодекса (НК), большая часть документальных внеплановых проверок проводятся при наличии двух оснований: наличие нарушения налогового законодательства и не предоставление ответа на запрос налогового органа. При отсутствии хотя бы одного из этих оснований, налоговая проверка будет незаконной. Поэтому, получив запрос ГФС на получение информации, налогоплательщик должен понимать, что он стал объектом «отработки» со стороны ГФС, следующим этапом которой должна быть внеплановая документальная проверка.

Отвечая на вопрос, каким же образом налогоплательщику реагировать на такой запрос, первым делом следует сказать, что готовить ответ на запрос нужно обязательно, так как отсутствие ответа автоматически будет означать внеплановую проверку. Тем не менее, практика свидетельствует о том, что большая часть запросов ГФС составлены неправильно, не соответствуют требованиям закона, а значит, могут свидетельствовать как об отсутствии оснований для предоставления информации, так и об отсутствии  у ГФС реальных сведений о конкретных нарушений, а значит, в случае внеплановой проверки ее законность можно поставить под сомнение.

В соответствии со ст.73 НКУ, запрос о предоставлении информации должен содержать:

- основание для направления запроса: ссылка на конкретное нарушение налогового законодательства, допущенное налогоплательщиком. При этом никакие нарушения ваших контрагентов не могут быть основанием для запроса, так как ст.61 Конституции четко указывает на индивидуализацию ответственности. То есть налогоплательщик не может отвечать за нарушения иного лица. Нарушение налогоплательщика должно быть указано четко и с указанием нормативного акта и его части (статьи). Если, например, ГФС в запросе указывает такое нарушение, как совершение бестоварной хозяйственной операции, должна быть указана конкретная хозяйственная операция с конкретным контрагентом, в отношении которой у ГФС есть сомнения в ее совершении.

- информация, которая подтверждает наличие оснований для направления запроса. Это ссылка на документы, в которых зафиксированы ваши возможные нарушения, и которые имеются в наличии у ГФС (первичные документы, акты проверок, материалы уголовных производств и пр). Отсутствие ссылок на такие документы в тексте запроса или указание в нем на «наличие информации в базах данных ГФС» будет означать, что у ГФС отсутствуют доказательства реальных фактов нарушений со стороны налогоплательщика. Как мы уже указали, отсутствие доказательств нарушения налогоплательщиком законодательства означает отсутствие права у ГФС на проведение внеплановой проверки, а значит и права на направление запроса. В судебной практике не предоставление ГФС доказательств нарушения налогоплательщиком налогового законодательства (каких-либо документов, которые имелись в распоряжении ГФС до направления запроса) влечет признание приказа о проведении проверки противоправным.

- описание информации и документов, которые необходимо предоставить. Запрос – это своеобразный «обвинительный акт», в котором налогоплательщик уличается в совершении правонарушения, а ответ на запрос – это аргументы налогоплательщика по поводу своей невиновности. Поэтому, для того, чтобы защищаться, необходимо понимать, в чем суть обвинения. К сожалению, из 90% всех запросов вообще непонятно, что же необходимо пояснять? В запросе должно быть четко указано, какую информацию по каждому факту возможных нарушений ожидает получить ДФС, например, - каким образом осуществлялась перевозка товара в конкретной хозяйственной операции, как осуществлялся прием товара, его оплата и т.п.

Только запрос, содержащий все три составляющие, можно назвать законным и обоснованным. В случае отсутствия каких - либо элементов запроса (которые прямо указаны в ст.73 НКУ), налогоплательщику предоставлено право отказать в предоставлении информации.

Поскольку запрос – это инструмент для внеплановой проверки, налогоплательщик должен понимать, когда она реальна и всякий ли запрос является таким инструментом? Приказ Министерства финансов №524 от 2.06.2015 года, который регулирует порядок составления плана-графика проверок, содержит также критерии рисков нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, в числе которых есть такие критерии, как совершение нереальных хозяйственных операций или отношения с контрагентами, в отношении которых имеются уголовные производства и прочие. Так вот, сумма таких операций должна быть не ниже 100 000 гривен. То есть, если сумма операций (налогового кредита) ниже указанной, то вполне возможно, по такому запросу внеплановую проверку проводить не будут.

Ответ на запрос должен следовать одной цели: показать, что вы готовы предоставить информацию и документы, но только в том случае, если ГФС в запросе правильно укажет все обстоятельства, которые необходимо знать для ответа: суть вашего нарушения, доказательства того, что в распоряжении ГФС есть документы о таких нарушениях и описание информации и перечень документов, которые требует предоставить ГФС. Если в запросе нет каких-то элементов, которые являются обязательными в запросе, необходимо об этом четко указать в ответе на запрос и добавить, что после составления запроса, соответствующего требованиям законодательства, ответ на него будет предоставлен незамедлительно.

Как видим, запрос для ГФС есть лишь инструментом для проведения внеплановой проверки и доначисления налоговых обязательств налогоплательщику, а правильно предоставленный ответ на запрос – это залог дальнейшей победы в суде по иску о признании приказа о проведении проверки противоправным и его отмене.

Игорь Сичеславский, адвокат, директор ООО «Юридическое бюро Сичеславского»,

Sicheslavskiy.com.ua