Налоговый запрос (часть 2): как должен быть составлен запрос и что делать, если он составлен неправильно

 В первой части мы рассмотрели о причинах направления запросов налоговиками. Сейчас рассмотрим, как должен быть по форме составлен запрос?       

 

Как все мы знаем, ст. 20.1.6. НК содержит следующее право Налоговой службы:        

«для осуществления функций, определенных налоговым законодательством, получать безвозмездно от налогоплательщиков, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, в порядке, определенном этим Кодексом, информацию, справки, копии документов (удостоверены подписью налогоплательщика или его должностным лицом и скреплены печатью (при наличии) о финансово-хозяйственной деятельности, получаемых доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с вычислением и уплатой налогов, соблюдением требований другого законодательства, осуществления контроля за которым положено на органы государственной налоговой службы, а также финансовую и статистическую отчетность, в порядке и на основаниях, определенных этим Кодексом»;        

 

Чаще всего Налоговая служба ссылается на эту статью НК, как на основание своего запроса. Но, если внимательно прочитать данную норму закона, мы заметим определенную фразу, которая выделена выше жирным шрифтом и означает, что Налоговая служба может реализовать свое право на получение налоговой информации не произвольно, а только в порядке, определенным этим Кодексом. Как мы уже писали, этот порядок определен ст.73.3. НК, а также подзаконным актом – Порядком №1245.        

 

Следовательно, Налоговая служба может реализовывать свое право на получение информации и документов только в случаях, предусмотренных ст.73.3 НК, а также при соблюдении требований к запросу, которые установлены данной статьей и Порядком.

Для налогоплательщика это означает одно: - если Налоговая служба нарушит порядок и процедуру реализации своих прав, предусмотренных ст.20.1.6. НК, налогоплательщик имеет право не предоставлять информацию и документы по такому запросу. Т.е. ссылки на ст.20.1.6 НК в запросе на получение информации и документов НЕ ДОСТАТОЧНО для того, чтобы данный запрос мог считаться законным и обоснованным.        

 

Многие налогоплательщики неоднократно сталкивались в своей деятельности с письмами Налоговой службы, которые не содержали печати этого органа, а также с косой чертой рядом с наименованием должностного лица. Порой, фамилия должностного лица, подписавшего такой документ, была вписана от руки, хотя бланк содержал совсем другую фамилию.        

 

Итак, для того, чтобы форма запроса о предоставлении информации и документов считалась законной, необходимо, чтобы запрос был письменным, выполненным на бланке налогового органа, а также был подписан начальником соответствующего налогового органа или его заместителем. Данные требования к форме запроса содержаться в п.73.3 ст.73 НК, а также в п.10 Порядка. Кроме того, п. 10 Порядка предусматривает, что сам запрос должен содержать следующую информацию:        - ссылка на норму закона, в соответствии с которой орган Налоговой службы имеет право на получение соответствующей информации;

       - основания для предоставления запроса;

        - опись информации, которая запрашивается, а в случае необходимости перечень документов, которые ее подтверждают.

 

Что означают данные пункты на практике. Начнем с самого первого:    ссылка на норму закона, в соответствии с которой орган Налоговой службы имеет право на получение соответствующей информации».       

 

Это значит, что в письме Налоговой службы должна быть указана конкретная статья и пункт НК, в соответствии с которой Налоговая служба сформировала запрос. Как мы уже указывали, в этом случае ссылка только на ст.20.1.6. НК является недостаточной, так как данная статья предусматривает только право Налоговой службы безотносительно к возможности и способу его применения. Поэтому Налоговая служба должна ссылаться на конкретные пункты ст.73.3., которые предусматривают основания направления запроса или абзацы п.12 Порядка.        

Основания для предоставления запроса        

такие основания, как уже указывалось, содержаться в пп.1-6 ст.73.3. НК. В запросе должно быть четко указано такое основание, скажем, как выявление недостоверных данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком. И уж если это основание, по которому налогоплательщик должен предоставить информацию и документы, то недопустимо требовать предоставления информации от налогоплательщика, которая никак не связана с основанием, указанным в запросе. Например, в запросе в качестве основания истребования информации и документов указано выявление недостоверных данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком за 1 квартал 2012 года, а запрашивается информация и документы по хозяйственным операциям налогоплательщика за 2011 год. В таком случае Налоговая служба имеет право проверять только информацию, которая касается операций налогоплательщика за 1 квартал 2012 года, но никак ни за 2011 год.       

 опись информации, которая запрашивается, а в случае необходимости перечень документов, которые ее подтверждают        

этот пункт четко указывает, что в своем запросе Налоговая служба должна конкретизировать информацию и документы, которые она запрашивает. Т.е. недопустимой является ситуация, когда в своем запросе Налоговая служба просто указывает период, за который необходимо предоставить информацию и неопределенный перечень информации. Скажем, «просим предоставить информацию по финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2010 -2012 годы». Такое определение противоречит данному пункту, который четко указывает на необходимость индивидуализации документов и идентификации информации. Опись информации предполагает указание в запросе на обстоятельства, которые нуждаются в пояснении с вашей стороны. То же касается и перечня документов, т.е. это должно быть указание на конкретный перечень видов документов, например, налоговые накладные, товарно-транспортные накладные, реестр расходных накладных и т.п.        

 

Направляя запрос налогоплательщику, налоговый орган по идее, заложенной законодателем в норму закона, должен получить у налогоплательщика пояснения, т.е. определенную информацию по тем или иным обстоятельствам его хозяйственной деятельности. Поэтому налогоплательщик должен точно знать о том, какую же конкретно информацию (пояснения) хочет от него получить налоговый орган и по каким обстоятельствам хозяйственной деятельности? Иначе сам запрос теряет всякий смысл. И здесь довольно часто получается так, что из запроса, направленного налогоплательщику, невозможно понять, какие же обстоятельства хочет выяснить налоговый орган своим запросом?     Что же налогоплательщику делать, когда по форме запрос налоговой службы не соответствует требованиям законодательства?     Ответ на этот вопрос дают и НК и Порядок. В ст.73.3. НК четко указано, что налогоплательщик освобождается от обязанности предоставления ответа на запрос налоговой службы в случае, когда запрос составлен с нарушениями абзацев 1 и 2 п.73.3. ст.73 НК. Порядок более детализирует случаи, когда налогоплательщик освобождается от обязанности предоставления информации. Так, п.16 Порядка указывает, что если запрос налоговой составлен с нарушениями требований, установленных п.9 и п.10 Порядка, то налогоплательщик освобождается от обязанности предоставления информации и документов на такой запрос.        

 

При этом, п.9 и п. 10 Порядка как раз регулируют, в каких случаях Налоговая служба может требовать предоставления информации и документов, а также форму такого запроса.        

 

Таким образом, при нарушении указанных норм Налоговой службой налогоплательщик освобождается от необходимости предоставления информации и документов. Однако, что же это может означать на практике? Можно ли вообще игнорировать письмо из налоговой службы лишь на том основании, что оно не соответствует требованиям, установленным законодательством? Или отказывать в предоставлении информации и документов, сославшись на незаконность запроса. Очевидно, это не так! Законодательство не обязывает нас предоставлять информацию и документы на запрос, составленный с нарушениями, но не освобождает нас от обязанности подготовить письменный ответ в сроки, предусмотренные законодательством. Кроме того, зачастую судебная практика свидетельствует о том, что суды понимают право налоговой службы на получение информации слишком буквально. Поэтому мы обязаны подготовить ответ, однако, это не будет ответ о предоставлении информации и документов. Это будет ответ, который укажет Налоговой службе на невозможность предоставления ответа по сути запроса именно на том основании, что сам запрос не содержит полного и точного описания того, какую информацию и пояснения хочет получить от вас налоговый орган?        

 

Очевидно одно – для того, чтобы вы не считались нарушителями Закона, вы должны предоставить ответ в установленный срок. При этом, желательно, такой ответ не должен вызывать желание его адресата доказать вам свою силу и ваше бесправие. Т.е., он ни в коем случае, не должен быть сугубо негативным по форме и содержанию. Напротив, в каждой фразе вашего ответа должно выражаться сожаление, что вы не можете выполнить требования этого запроса потому, что он составлен таким образом, что не позволяет понять, что же от вас хочет налоговый орган? Но обязательно, после устранения этих моментов, вы тут же, с радостью, выполните свой долг.        

 

Если в запросе налоговый орган не указал, какую именно информацию вам необходимо предоставить, в своем ответе необходимо сослаться на это упущение. Зачастую, запрос имеет шаблонные фразы, которые не дают вам возможности предоставить информацию (пояснения) именно о тех обстоятельствах, которые хотят знать налоговики. Например, вопрос сформулирован таким образом: «З метою перевірки фінансово-господарських відносин з контрагентом Х у лютому 2013 року». Как видно, из запроса не видно, какие именно обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности вашего предприятия с конкретным контрагентом подлежат выяснению? Тем более что с этим предприятием вы могли иметь множество хозяйственных операций. Если вы предоставите только документы, которые запрашиваются, но не предоставите пояснений по поводу таких операций, то это даст налоговому органу возможность впоследствии утверждать, что предоставлен не полный ответ на запрос, что является основанием для проведения внеплановой проверки. В то же время, из самого запроса не видно, какие обстоятельства взаимоотношений подлежат пояснению. Ваш ответ должен уточнить эти обстоятельства, обратить внимание налогового органа на необходимость указать в запросе на то, какие именно детали хозяйственных операций вызывают сомнения? И обязательно указать также, что такая информация позволит вам дать точный и обстоятельный ответ на запрос налогового органа.        

 

Если запрос составлен по форме неправильно, не содержит печати Налогового органа, вы должны сослаться именно на эти моменты, не затрагивая сути запроса, т.е. основания предоставления информации и документов. Формально, этим вы ничего не нарушаете, при этом, необходимо обязательно ссылаться на п.16 Порядка, которым вы таким правом наделены.        

 

Таким образом, главное, что должен понять налогоплательщик, что такую процедуру как направление запроса, законодатель установил для разрешения противоречий, которые возникают между государством и налогоплательщиком, как способ устранения этих противоречий или выявления позиций сторон по таким противоречиям. Поэтому налогоплательщик должен об этом недвусмысленно напоминать налоговикам, используя свой ответ в качестве щита от неправомерных запросов.        

 

Игорь Сичеславский,     Адвокат, Директор ООО «Юридическое бюро Сичеславского»