Как контролирующие органы могут обходить мораторий на проверки

Как известно, с 01 января 2015 года изменениями в Налоговый Кодекс несколько ограничено право ГФС на проведение проверок налогоплательщиков. Так, право на проведение налоговой проверки у органов ГФС возникает в случае, когда доход налогоплательщика превышает 20 млн. грн. за прошлый календарный год. Данное правило будет действовать в 2015 и 2016 году. Проверять налогоплательщиков с доходами ниже 20 млн. можно в таких случаях:

 

- с согласия Кабинета Министров;

- налогоплательщиков, которые занимаются реализацией подакцизных товаров;

- по вопросам наличия лицензий, полноты уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения НДС;

- с 1 июля 2015 года – плательщиков единого налога по вопросам использования РРО.

 

         Тем не менее, радость многих налогоплательщиков по этому поводу была несколько омрачена некоторыми моментами.

 

         В соответствующем законе указано следующее: “Установити, що у 2015 та 2016 роках перевірки підприємств, установ та організацій, фізичних осіб – підприємців з обсягом доходу до 20 мільйонів гривень за попередній календарний рік контролюючими органами здійснюються виключно з дозволу Кабінету Міністрів України, за заявкою суб’єкта господарювання щодо його перевірки, згідно з рішенням суду або згідно з вимогами Кримінального процесуального кодексу України.”

 

        

Именно фраза закона, подчеркнутая в тексте, фактически дает возможность ДФС осуществлять проверки соблюдения налогового и прочего сопутствующего законодательства. В каких же случаях это возможно?

 

Дело в том, что инициатива о проведении такой проверки формально должна исходить от следователя налоговой милиции в порядке, предусмотренном п.78.1.11 п.78.1. ст.. 78 Налогового кодекса Украины. Как известно, данная норма предусматривает такое из оснований для проведения внеплановой документальной налоговой проверки как: «отримання судового рішення суду (слідчого судді) про призначення перевірки або постанову органу, що здійснює оперативно-розшукову діяльність, слідчого, прокурора, винесену ними відповідно до закону;

 

Соответственно, такое постановление следователь имеет право вынести только в случае наличия признаков преступления. Такие признаки следователь может определять как самостоятельно, так и с учетом заявлений соответствующих органов. В нашем случае таким органом будет Государственная Фискальная Служба.

 

Скажем, та же ГНИ, получив информацию о фиктивных сделках (так называемых «бестоварных» хозяйственных операциях) на суммы, достаточные для уголовного производства (а на сегодня это 609 000 грн.) обязана сообщить эту информацию налоговой милиции с направлением соответствующего Акта проверки (сверки) вашего контрагента.

 

Как известно, мораторий не распространяется на осуществление встречных сверок, следовательно, информация, полученная в результате такой сверки, может использоваться как достаточная для уголовного производства. Так называемые «транзитные» Акты, а также Акты о невозможности проведения сверки также могут служить основанием для проверки в результате постановления следователя.

 

Таким образом, на основании п.78.1.11 ст.78 НКУ, фискалы могут фактически обходить мораторий на проверки при наличии у налогоплательщиков отношений с контрагентами, которые с точки зрения фискалов относятся к «сомнительным».

 

Еще одним из оснований для такой проверки  будут выявленные данные о «фиктивности» предприятия. Более подробно с критериями «фиктивности» здест: http://buhgalter911.com/ShowArticle.aspx?a=158454

 

Следовательно, налогоплательщику отнюдь не стоит расслабляться и нужно быть всегда готовым к проведению проверки, несмотря на мораторий.

 

Игорь Сичеславский,

Адвокат, директор ООО «Юридическое бюро Сичеславского»