НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: Кого и почему проверяют? Внеплановые проверки. (Часть 2)

Итак, в Части 1 мы описали, кого и почему проверяют в ходе осуществления плановых налоговых проверок? Таким образом, налогоплательщик может определить периодичность плановых проверок своей деятельности. Гораздо сложнее прогнозировать внеплановую проверку. И если о проведении плановой документальной выездной проверки налогоплательщика уведомляют за 10 дней до ее проведения, то о внеплановой проверке налогоплательщик не уведомляется.

 

Особенности проведения внеплановой выездной документальной проверки предусмотрены ст.78 НКУ. Впрочем, мало знать основания для проведения внеплановой проверки, так как многие из них можно трактовать достаточно широко. Необходимо знать о том, как на практике применяются Государственной Фискальной Службой (ГФС) эти основания.

Одной из особенностей внеплановой документальной выездной проверки является то, что в отличие от плановой проверки, которая является комплексной (т.е. такой, когда проверяются все аспекты соблюдения  налогоплательщиком налогового и валютного законодательства), в ходе внеплановой проверки проверяются только те вопросы деятельности налогоплательщика, которые стали основанием для проведения такой проверки. Так, если основанием для проведения внеплановой проверки явилось недостоверность данных налоговой декларации по НДС за определенный период, то и в ходе проверки может проверяться только  соблюдение налогоплательщиком законодательства о регулировании НДС за указанный налоговый период (за который подана декларация).

Таким образом, проверить в ходе такой внеплановой проверки какие-либо другие вопросы органы ГФС не имеют права. Для этого необходимы соответствующие основания.

Одним из важных моментов, который играет на руку налогоплательщику, является норма НК, которая содержится в п. 78.2 ст.78. В ней указано, что запрещается проводить документальные внеплановые проверки налогоплательщика по вопросам, которые уже проверялись в ходе предыдущих проверок налогоплательщика. Эта норма вступила в силу с нового года и существенно облегчит налогоплательщикам работу с органами ГФС, которые могли проверять те или иные периоды неоднократно и выносить зачастую противоположные решения.

Теперь, собственно, обсудим вопрос, почему именно ваше предприятие может попасть в число проверяемых. Для этого мы должны рассмотреть практику ГФС по проведению внеплановых проверок и определить критерии, исходя их которых налогоплательщик попадает в разряд «неблагонадежных».

Следует отметить, что некоторые правила, о которых мы будем здесь писать, содержаться в приказе ГФСУ №22 от 31.07.2014 года.

Критерии осуществления внеплановых проверок.

Прежде всего, отметим, что обоснованная позиция о необходимости проведения внеплановой проверки должна содержаться в докладной записке руководителя структурного подразделения органа ГФС, в котором зарегистрирован налогоплательщик. Т.е., в любом случае предложение о проведении внеплановой проверки руководителю ДПИ направляет руководитель подразделения Инспекции. В этой докладной записке должны содержаться информация, которая может служить основанием для такой проверки.

 

При определении критериев, при наличии которых возможно проведение внеплановой проверки, оцениваются, как и в случае с плановыми проверками, налоговые риски в деятельности налогоплательщиков. Методика определяет такие риски, как возможность утраты бюджетных поступлений вследствие вероятного или установленного нарушения налогового законодательства налогоплательщиком. Такие риски налоговики устанавливают в ходе предпроверочных мероприятий, а также в ходе проверки налогоплательщика по другим вопросам. В ходе таких мероприятий налоговики, в частности, могут направлять налогоплательщикам запросы по вопросам, которые их интересуют. Следовательно, получив запрос налогового органа, налогоплательщик уже должен быть готов к тому, что вопросы, которые указаны в запросе, могут быть основанием для проведения налоговой внеплановой проверки. Причем, ответите ли вы на такой запрос положительно (с предоставлением документов) или нет, это не спасет вас от внеплановой проверки, если налоговики установят наличие критериев, которые относят вас к налогоплательщикам с высокими рисками не соблюдения налогового законодательства. Более подробно об этом смотрите в моей статье: http://buhgalter911.com/ShowArticle.aspx?a=131741&year=-1

 

В Методике указано, что информацию о налоговых рисках в вашей деятельности налоговики могут получать из многих источников, в числе которых, например, сведения из вашей налоговой отчетности, информационных систем ГФС, информации о связанных лицах, взаимоотношений с нерезидентами, с вашими контрагентами, из открытых источников (Интернет, СМИ).

 

Итак, какие же налоговые риски служат критериями возможной внеплановой проверки налогоплательщика?

 

Ликвидация, реорганизация налогоплательщика и смена налогового адреса.

Ликвидация, реорганизация предприятия или смена им налогового адреса в 100% случаев означает налоговую проверку. При этом в ходе проверки оценивается информация не только первичной бухгалтерской отчетности налогоплательщика, но и информация из обслуживающих банков, наличие взаимоотношений с предприятиями – «налоговыми ямами», информация о наличии персонала, основных средств и т.п. При этом если выяснится, что такое предприятие имеет налоговый долг, а также по мнению органов ГФС совершало «сомнительные» хозяйственные операции, то все контрагенты такого налогоплательщика также подлежать внеплановой проверке по эпизодам взаимоотношений с таким налогоплательщиком.

Банкротство налогоплательщика, аннулирование его статуса плательщика НДС.

Такой налогоплательщик будет проверен по такой же схеме, как указано выше. Таким образом, получив информацию о ликвидации (реорганизации, банкротстве, аннулировании статуса плательщика НДС) вашего контрагента, вы должны быть готовы к визиту к вам налоговиков в скором времени.

 

Наличие разногласий в Автоматизированной системе учета налоговых обязательств и кредита свыше 100 тыс. грн.

При этом проверке подлежат оба контрагента.

Отношения с контрагентами, которые согласно регистрационным данным находятся в розыске, не отчитываются, ликвидированы, банкроты.

И если для плановой проверки тут фигурирует сумма от 500 000 грн., то для внеплановой проверки определенной суммы не декларируется, и она зависит от усмотрения налоговиков. Главным при этом является наличие Акта налогового органа (в том числе другого региона) о невозможности проведения проверки (сверки) такого контрагента. Такие Акты являются 100% основанием для налоговиков направить сначала запрос, а затем и прийти с проверкой на предприятие, которое имело «счастье» работать с таким контрагентом.

Наличие информации у налоговой милиции относительно взаимоотношений с контрагентами, которые имеют признаки фиктивности, являются конвертационными центрами, регистрация которых отменена в судебном порядке, в отношении которых возбуждено уголовное дело (ОРД) и т.п.

Эта информация становится обязательной для проведения проверки. Поэтому если ваше предприятие имело отношения с такими контрагентами – это прямая причина проведения внеплановой проверки налогоплательщика по вопросам взаимоотношений с таким контрагентом.

Наличие информации об уклонении предприятия от налогообложения или своевременного погашения налогового долга.

При этом оценивается не только наличие налогового долга как согласованного обязательства, но и убыточность налогоплательщика при наличии большого оборота, наличия основных средств, а также, если уровень так называемой налоговой нагрузки вашего предприятия ниже среднего уровня по вашей отрасли.

Наличие взаимоотношений с контрагентом, у которого установлено наличие «бестоварных», «нереальных» хозяйственных операций.

И здесь определяющую роль будет играть Акт проверки таких «контрагентов», в котором операции контрагента с его поставщиками будут признаны «бестоварными», т.е. такими, которые не осуществлялись фактически. Если ваше предприятие было звеном такой «цепочки», то внеплановая проверка вам обеспечена. При этом в расчет не будут браться ваши первичные документы. Главным «доказательством» для органов ГФС являются собственные умозаключения, содержащиеся в Актах проверок ваших контрагентов.

При этом если вы явились конечным звеном такой «цепи», то вам обеспечено наличие налогового уведомления-решения о доначислении налоговых обязательств и штрафных санкций, даже если обнаружена «бестоварность» взаимоотношений с контрагентом, с которым вы никаких взаимоотношений не имели (но имел ваш поставщик, например).

Все критерии, о которых мы здесь указали, охватывают такие основания для проведения внеплановой проверки, которые указаны в п.78.1.1. и 78.1.11. ст.78 НКУ. Другие основания для проведения внеплановой проверки четко описаны в ст.78 и нам незачем их перечислять.

Тем не менее, большинство внеплановых налоговых проверок происходят именно по основаниям, указанным п.78.1.1 ст.78 НКУ, поэтому нам было важно показать, какие же конкретно критерии в данном случае принимаются во внимание органами ГФС при проведении таких внеплановых проверок.

Таким образом, оценивая эти критерии, можно прийти к выводу, что чаще всего они связаны с взаимоотношениями налогоплательщика с его контрагентами. Если у ГФС имеются хотя бы формальные основания для признания таких отношений «бестоварными», гарантированным результатом для налогоплательщика будет внеплановая проверка и соответствующие решения о взыскании.

В следующей статье из цикла статей о налоговых проверках мы рассмотрим вопрос о том, как должны быть оформлены документы  о проведении проверки и на что при этом налогоплательщику обращать внимание, принимая решения о допуске к проведению проверки.

                  

Игорь Сичеславский, 
Адвокат, директор ООО «Юридическое бюро Сичеславского»