Налоговый запрос (часть 4): сроки для ответа на запрос, последствия не допуска к проверке и как их избежать?

В предыдущих статьях мы рассмотрели основания для предоставления информации по запросу, а также – стоит ли предоставлять информацию и документы?         В данной части мы рассмотрим случай, когда налогоплательщик все же решит предоставить ответ. Итак, в какие сроки необходимо предоставить ответ? Статьей 73.3 НК, а также п.14 Порядка предусмотрено, что субъект информационных отношений (в нашем случае – налогоплательщик) обязан подавать информацию, определенную в запросе налогового органа, а также документы, ее подтверждающие, на протяжении одного месяца со дня, который наступает после получения запроса, если иное не предусмотрено НК. Т.е. общий срок для ответа на запрос налоговой службы – один месяц.        Но НК предусматривает и меньший срок для ответа на запрос. В том же п.14 Порядка предусмотрено, что в случае, когда по результатам проверок иных налогоплательщиков или по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, он обязан дать пояснения и их документальное подтверждение на обязательный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.        Итак, по существу у нас два варианта – 30 и 10 дней. При этом, как правило, налоговый орган пишет, что ответ необходимо предоставить в десятидневный срок, если есть основания для исчисления именно такого срока. А таких оснований, как выше указано всего два:        - по результатам встречной проверки обнаружены факты нарушений вами законодательства;    - такие факты обнаружены по результатам анализа налоговой информации.        Однако, ст.78.1.1. НК предусматривает дополнительные случаи, когда налогоплательщик обязан дать ответ на письменный запрос в десятидневный срок:        П. 78.1.4. НК фактически означает, что налоговая служба может провести внеплановую проверку в случае, если налогоплательщик не даст пояснений и документов относительно недостоверности данных в его налоговой декларации в течение 10 дней с момента направления запроса;    П. 78.1.9 НК предусматривает проведение внеплановой выездной проверки налогоплательщика в случае, если он не предоставит в десятидневный срок пояснений и их документального подтверждения по жалобе покупателя на неполучение налоговой накладной или неправильного ее заполнения.        Таким образом, фактически, из всех оснований для получения запроса, когда мы должны дать ответ в течение одного месяца, осталось всего одно - Возникновение потребности в определении обычных цен на товары (услуги, работы) во время проведения проверок. Если вспомнить, что это основание применяется при проведении проверок (которые могут длиться меньше месяца), то и в этом случае, скорее всего, срок для ответа у налогоплательщика будет 10 дней.        Практически во всех случаях, которые являются основаниями для получения информации налоговой службой, срок для ответа – 10 рабочих дней. Месячный срок используется только в случаях, когда письмо налоговой службы не содержит оснований, предусмотренных п.73.3 НК.        Итак, что же делать, когда у нас нет возможности дать ответ налоговой службе в срок 10 рабочих дней? Скажем, много документов нужно копировать, или ограниченный ресурс персонала? Закон не запрещает направлять налоговой службе письмо с просьбой продлить срок для предоставления ответа, учитывая указанные факты. При этом в вашем письме нужно указать на наличие таких факторов, которые мало зависят от вашей воли. И обязательно просить письменно подтвердить такое продление срока с тем, чтобы налоговая служба не воспользовалась случаем и не пришла к вам с внеплановой проверкой.         Ст. 78 НК предусматривает случаи, когда налогоплательщик, не предоставивший ответ на запрос в десятидневный срок, может быть проверен внепланово. Поэтому единственное последствие для налогоплательщика, которое наступит при несвоевременном ответе на запрос – внеплановая проверка.         В каждом случае вы должны решить для себя сами определенную дилемму – предоставив документы, вы можете быть уверенны в том, что вам насчитают налоговые обязательства, не предоставив документы, - придут с внеплановой проверкой и, опять же, насчитают налоговые обязательства. На этом мы останавливались в Ч.1 статьи.         Стоит ли бояться налоговой проверки и какие последствия не допущения налоговиков к проведению проверки.         Налоговый кодекс предусматривает, что в случае недопущения работников налоговой инспекции к проверке, последними составляется Акт о таком не допущении в произвольной форме. Смысл этого документа состоит в том, что статья 183-3 Кодекса административного судопроизводства (КАСУ) именно с этим документом связывает возможность для налоговиков обратиться с представлением в административный суд на арест имущества и счетов налогоплательщика, который не допустил налоговиков к проведению проверки. Такое представление в суд налоговый орган должен направить не позднее 24 часов с момента составления соответствующего Акта о не допуске к проверке. Нарушение этого срока влечет отказ в принятии представления административным судом.         Итак, не допущение к проведению проверки может повлечь за собой арест имущества и счетов налогоплательщика решением суда.        Тем не менее, налогоплательщик имеет возможность избежать данного последствия, если совершит ряд действий, которые будут означать его несогласие с законностью проведения проверки.        Той же статьей 183-3 КАСУ предусмотрено, что представление налоговой службы не принимается, если из материалов дела следует спор о праве. Спор о праве в данном случае означает, что между налоговым органом и налогоплательщиком есть спор о законности проведения проверки. Таким образом, налогоплательщик должен предоставить административному суду доказательства наличия такого спора.        Что это за доказательства? Не допуская налоговый орган к проведению проверки, налогоплательщик при этом должен руководствоваться нормами закона. То есть, если он считает проверку незаконной, он должен прямо указать на это налоговикам. Обычно достаточно в день получения приказа о проведении проверки направить начальнику налоговой инспекции письмо, в котором указать мотивы, которыми руководствуется налогоплательщик, не допуская к проверке работников налоговой инспекции. Этим подтверждается тот факт, что налогоплательщик действует не произвольно, а руководствуясь своим представлением о законности действий налоговой службы. Т.е., налицо спор о праве налоговой службы провести проверку. Кроме того, желательно также обжаловать незаконный приказ о проверке в административный суд, что также будет подтверждать наличие спора.        При наличии таких доказательств спора административный суд обязан вернуть представление налоговой инспекции как не подлежащее рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.183-3 КАСУ.        Таким образом, никаких последствий для налогоплательщика его действия по не допуску налоговиков к проверке иметь не будут.        

 

Игорь Сичеславский,    Адвокат, директор ООО «Юридическое бюро Сичеславского»